- нормы шума
Схема расположения контрольных точек.
но́рмы шу́ма самолётов и вертолётов требования к уровню шума, создаваемого самолётами и вертолётами, с целью ограничения его вредного воздействия на население, живущее вблизи аэропортов и трасс полётов, пассажиров и членов экипажа.
Нормы шума на местности. В 1971 Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала первый стандарт, устанавливающий требования по шуму на местности для дозвуковых реактивных пассажирских самолётов, затем были приняты стандарты по шуму для других типов летательных аппаратов (винтовых самолётов, вертолётов). В СССР был принят ГОСТ 1722871, ограничивающий шум на местности для дозвуковых реактивных и винтовых самолётов, в последующие годы этот стандарт был ужесточен и были приняты стандарты по шуму для вертолётов и сверхзвуковых самолётов. Мерой оценки шума служит эффективный уровень воспринимаемого шума (EPNL, англ. effective perceive noise level), выражаемый в единицах EPN дБ и дающий оценку субъективного восприятия воздействия авиационного шума на человека. Система оценки в EPN дБ учитывает частотный состав излучаемого шума, наличие дискретных составляющих в спектре и продолжительность воздействия шума. В качестве параметра нормирования во всех стандартах используется значение максимальной взлётной массы летательного аппарата. Кроме того, в новых стандартах для дозвуковых реактивных самолётов допустимые уровни шума при взлёте зависят от числа двигателей, установленных на самолёте. Стандарты регламентируют и методику проведения сертификат испытаний по шуму летательных аппаратов, применяемую аппаратуру, систему обработки результатов испытаний и приведения к атмосферным условиям: температура 25°C, давление 101,3 кПа, относительная влажность воздуха 70%. В соответствии со стандартами уровни шума новых дозвуковых реактивных самолётов и тяжёлых (с массой m > 5700 кг) винтовых самолётов нормируются в трёх контрольных точках (см. рис.) на местности, расположенных при посадке на расстоянии 2 км от торца взлетно-посадочной полосы, при взлёте сбоку от оси взлетно-посадочной полосы на расстоянии 450 м, при наборе высоты под траекторией на расстоянии 6,5 км от места старта. При этом допустимые уровни шума на местности выше для самолётов, заявки на сертификат лётной годности которых поданы до 6 октября 1977 (глава 2 стандарта Международной организации гражданской авиации), и ниже для самолётов, заявки на сертификацию которых поданы после 6 октября 1977 (глава 3 стандарта Международной организации гражданской авиации). Стандарт допускает превышение уровней шума в одной или двух точках (при соответствующем снижении в других), но не более 3 EPN дБ в одной точке и суммарное превышение не более 4 EPN дБ в соответствии с требованиями главы 2 (соответственно 2 и 3 EPN дБ по главе 3). Советские самолёты Як-40, Ту-134А, Ту-154Б, Ил-76Т, Ил-86 удовлетворяют требованиям по шуму на местности главы 2, а Як-42, Ту-154М, Ил-62М требованиям главы 3. Н. ш. для тяжёлых винтовых самолётов практически совпадают с требованиями главы 3 для дозвуковых реактивных самолётов при взлёте и посадке, а при пролёте для винтовых самолётов применяются требования главы 3 для самолётов с четырьмя двигателями. Для новых сверхзвуковых самолётов Н. ш. пока нет, но рекомендуется ориентироваться на требования главы 2 стандарта Международной организации гражданской авиации.
Шум, создаваемый на местности лёгкими (массой m≤5700 кг) винтовыми самолётами, нормируется в одной контрольной точке при горизонтальном пролёте самолёта на высоте 300 м. По стандарту предельный уровень шума ограничен 68 дБ (А) для самолёта массой до 600 кг и 80 дБ (А) с массой 1500 кг≤m≤5700 кг. При массе самолёта 600 кг≤m≤1500 кг предельно допустимый уровень шума пропорционален его массе.
Нормирование шума, создаваемого на местности вертолётами, производится для режимов взлёта, пролёта и посадки. При каждом режиме полёта уровень шума контролируется в трёх точках: одной центральной и двух боковых, расположенных симметрично на расстоянии 150 м на линии, проходящей через центральную точку в направлении полёта. При взлёте центральная точка измерения находится под траекторией полёта на расстоянии 500 м от точки начала полёта. Н. ш. уменьшаются от 106 EPN дБ для вертолётов с массой 80 т и более до 86 EPN дБ для машин с массой 780 кг и менее. При пролёте центральная точка измерения находится под вертолётом, летящим на высоте 150 м; допустимый уровень шума изменяется от 105 до 85 EPN дБ в соответствии с изменением массы вертолёта. При заходе на посадку центральная точка располагается на расстоянии 1140 м от точки приземления по глиссаде под углом 6°, допустимый уровень шума изменяется от 107 до 87 EPN дБ в зависимости от массы вертолёта. Требования по шуму, создаваемому самолётами и вертолётами на местности, непрерывно ужесточаются.
Нормы шума в салонах. Международных норм по шуму в салонах и кабинах самолётов и вертолётов не существует, однако в некоторых странах установлены национальные или фирменные требования по шуму. В СССР уровни шума в салонах и кабинах самолётов нормировались с 1963 отраслевой документацией, а в 1974 был принят ГОСТ 2029674, который в 1981 был подтверждён без изменений. В соответствии с этим стандартом шум нормируется так называемыми предельными спектрами (ПС), принятыми Международной организацией по стандартизации, или уровнями шума в единицах дБ (А). Уровни шума на местах пассажиров для экономического класса пассажирского салона всех самолётов должны удовлетворять кривой ПС-80, что соответствует 85 дБ (А); для вертолётов ПС-85, или 90 дБ (А); для первого класса дальних самолётов ПС-70, или 75 дБ (А). В стандарте указано, что для повышения комфорта в самолётах должны приниматься меры по снижению уровней шума до значений, соответствующих ПС-65, или 70 дБ (А). В кабинах экипажей самолётов уровни шума не должны превышать 80 дБ (А), а вертолётов 90 дБ(А).
Литература:
ИКАО. Международные стандарты и рекомендуемая практика. Охрана окружавшей среды, пер. с англ., Приложение 16, т. 1, Авиационный шум, Монреаль, 1981;
ГОСТ 20296-81. Самолёты и вертолёты гражданской авиации. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шума, М., 1981.А. Г. Мунин.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.