- механизация крыла
Рис. 1. Схема механизации передней части крыла.
механиза́ция крыла́ комплекс устройств в передней и (или) задней частая крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов М. к. основана на управлении пограничным слоем на поверхности крыла и (или) изменении кривизны профиля. М. к. позволяет улучшить взлётно-посадочные и маневренные характеристики летательного аппарата, увеличить его полезную нагрузку и повысить безопасность полёта. М. к. обеспечивает повышение общей подъёмной силы как за счёт повышения подъёмной силы основной части крыла, так и за счёт подъёмной силы элемента механизации; подъёмная сила механизированного крыла на взлётно-посадочных углах атаки может быть в 23 раза выше подъёмной силы крыла без механизации. Элементами механизации передней части крыла (рис. 1) являются поворотные носки, предкрылки, носовые щитки, Крюгера щитки и их комбинации. Элементами механизации задней части крыла (рис. 2) являются поворотные закрылки, щелевые закрылки (без выдвижения, выдвижные одно-, двух-, трёхщелевые), Фаулера закрылки, поворотные и скользящие (выдвижные) щитки. Эффективность элементов М. к. зависит от относительных размеров, формы и положения относительно основной части крыла.
Элементы механизации передней части крыла обеспечивают ликвидацию срыва потока на крыле при больших углах атаки, то есть повышают критические углы атаки летательного аппарата. Наиболее эффективными элементами механизации передней кромки являются предкрылки, автоматически отклоняющиеся при выходе самолёта на большие углы атаки. В 19391945 на самолётах с прямыми крыльями использовались неуправляемые предкрылки автоматически отклоняющиеся при выходе самолёта на большие углы атаки. Применялись также предкрылки, жёстко связанные с носком крыла и образующие с ним нерегулируемую в полёте щель. В последние годы на самолётах стали применяться предкрылки и щитки Крюгера, управление которыми синхронно связано с управлением закрылками.
Наиболее эффективными и распространенными элементами механизации задней части крыла являются щелевые выдвижные закрылки (они увеличивают кривизну и площадь несущей поверхности. В 19391945 в виду простоты конструктивного исполнения наибольшее распространение имели простые (поворотные) щитки, позже одно-, двух- и трёхщелевые выдвижные закрылки. См. также статью Энергетическая механизация крыла.
Литература:
Голубев В. В., Труды по аэродинамике, М.Л., 1957;
Красильщиков П. П., Практическая аэродинамика крыла, М., 1973 (Труды ЦАГИ, в. 1459)
Рис. 2. Схемы механизации задней части крыла.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.