- «Кёртисс»
Рис. 1. Гидросамолёт Кёртисс А‑1
«Кёртисс» (Curtiss Aeroplane and Motor Co.) одна из старейших авиационных фирм США. Основана в 1910 Г. Х. Кёртиссом. Деятельность начала с разработки гидросамолётов. Гидросамолёт А-1 (биплан с поршневым двигателем мощностью 56 кВт, с толкающим винтом, см. рис. 1) первый самолёт, поступивший на вооружение Военно-морских сил США. За годы Первой мировой войны выпустила около 10 тысяч самолётов (в том числе свыше 6 тысяч учебно-тренировочных JN-4) и 75 тысяч двигателей. В 1919 на гидросамолёте NC-4 (первый полёт в 1918, биплан с четырьмя поршневыми двигателями мощностью 298 кВт каждый, длина самолёта 20,85 м, размах крыла 38,4 м, максимальная взлётная масса около 13 т, скорость около 150 км/ч, см. рис. 2) совершён первый трансатлантический перелёт (с несколькими посадками). В 20-е гг. фирма строила в основном военные самолёты (истребители, разведчики, бомбардировщики, в том числе палубные и гидросамолёты), был создан ряд рекордных моделей для международных соревнований (например, самолёт R.B, с убирающимся шасси). В 1929 вошла в состав фирмы «Кёртисс-Райт» (Curtiss-Wright Corporation) в результате слияния с двигателестроительной фирмой «Райт аэронотикал» (Wright Aeronautical Corporation). Основной продукцией остались военные самолёты, в том числе истребитель Р-40 «Уорхоук» (первый полёт в 1938, см. рис. 3; построено около 15 тысяч в различных модификациях, в том числе P-40N:1 поршневой двигатель мощностью 1010 кВт, длиной 10,16 м, размах крыла 11,38 м, взлётная масса до 4,014 т, скорость до 610 км/ч), палубный пикирующий бомбардировщик SB2C «Хеллдайвер» (первый полёт в 1940, построено свыше 7 тысяч), военно-транспортные самолёты С-46 «Коммандо» (1940, свыше 3 тысяч). В годы Второй мировой войны фирма имела 17 заводов и персонал около 180 тысяч человек; выпустила около 23 тысяч самолётов и большое число поршневых двигателей. После 1945 построен ряд опытных самолётов, но фирме пришлось отказаться от собственных крупных авиационных программ. В 1951 её самолётостроительное отделение было закрыто, и в дальнейшем деятельность фирмы в авиационной области ограничивалась производством компонентов конструкций силовых установок (жидкостных ракетных двигателей, ракетных двигателей твёрдого топлива, роторных двигателей), систем управления, полуфабрикатов.
В. В. Беляев.
Рис. 2. Летающая лодка Кёртисс NC‑4.
Рис. 3. Истребитель Кёртисс P‑40 «Уорхоук».
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.