- «звено» Вахмистрова
Рис. 1. Самолёт-носитель ТБ‑1 и два истребителя И‑4.
«звено́» Вахми́строва комбинация летательного аппарата, состоящая из тяжёлого самолёта-носителя и жёстко сцепленных с ним истребителей. Различные варианты «Звена» отрабатывались в 30-х гг. под руководством военного инженера В. С. Вахмистрова и преследовали цель увеличить дальность действия истребителей при решении ими различных боевых задач («З» В. можно рассматривать как некоторый вариант заправки топливом в полёте). Они отличались типом носителей (бомбардировщики ТБ-1 см. рис. 1 и ТБ-3 см. рис. 2), числом и типом истребителей (от 1 до 5 И-4, И-5, И-Z, И-16), расположением истребителей на носителе (на крыле, на фюзеляже, сверху, снизу), способом образования «Звена» (подцепление истребителей на земле, в воздухе). Взлёт и полёт «З» В. происходили с работающими двигателями всех самолётов. После отцепления истребители могли снова стыковаться в воздухе с носителем. В Великую Отечественную войну неоднократно применялись «З» В., включающие ТБ-3 с двумя И-16 под крылом («Звено-СПБ»); И-16 несли по 2 фугасные авиабомбы ФАБ-250 и использовались в качестве скоростных пикирующих бомбардировщиков, наносивших внезапные и точные бомбовые удары. До отцепления они расходовали топливо из баков ТБ-3, а свой запас топлива обеспечивал им самостоятельное возвращение на аэродром.
Рис. 2. ТБ-5 с пятью истребителями.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.