- перелёты
Перелёты.
перелёты на самолётах. П., в особенности беспосадочные, показывают на каждом этапе развития авиации предельные возможности авиатехники по дальности, продолжительности и крейсерской скорости полёта и по выносливости конструкции. Они характеризуют мастерство и мужество лётчиков. ФАИ регистрирует дальность полёта по прямой и по замкнутому маршруту в числе семи видов абсолютных мировых рекордов, а также в числе рекордов по классам, группам и категориям летательных аппаратов (см. Рекорды авиационные). Ранее регистрировались также рекорды дальности за сутки, по ломаной линии, с пассажирами, с грузом, женские. Поэтому многие П. были рекордными. Как показатель возможностей авиации П. имеют большое общественное значение, а в первые десятилетия развития самолёта они были ещё и важным стимулом его совершенствования. В таблице приводятся сведения об основных П. отечественных лётчиков и некоторые П. зарубежных лётчиков.
Таблица. Перелёты отечественных и зарубежных лётчиков.
Дата Маршрут; расстояние, время Экипаж; самолёт Значение перелёта Основные перелёты отечественных лётчиков 03(16).07.1910 Одесса — Дофиновка;
16 км за 15 минС. И. Уточкин;
Фарман IV1-й русский перелёт на самолёте сухопутного базирования над морем 09(22). 10.1910 Петербург — Гатчина;
64 км за 56 минЕ. В. Руднев, С. Плотников;
Фарман IIIВсероссийские рекорды дальности и продолжительности полёта по прямой 29.11(12.12).1910 Елизаветполь — Тифлис (Гянджа — Тбилиси);
188 км за 1 ч 47 минА. А. Васильев; Блерио XI Всероссийские рекорды дальности и продолжительности полёта по прямой 10—11(23—24).07.1911 Петербург — Новгород — Валдай — Торжок — Подсолнечная — Москва;
725 км за 24 ч 41 мин 14 с (9 ч 30 мин лётного времени)А. А. Васильев;
Блерио XI (другие участники перелёт не завершили)1-й перелёт по этому маршруту. Этап Петербург — Подсолнечная (667 км за 15 ч) — мировой рекорд дальности за сутки;
1-й мировой рекорд русского лётчика16—17(29—30).06.1914 Петербург — Орша — Копысь — Киев; 1280 км за 30 ч 30 мин (12 ч 50 мин лётного времени) И. И. Сикорский, X. В. Пруссис, Г. И. Лавров, В. С. Панасюк;
«Илья Муромец»1-й перелёт на самолёте отечественной конструкции.
Мировые рекорды дальности: с 2 и 3 пассажирами — 750 км (Петербург — Орша) и за сутки с 3 пассажирами — 830 км (Петербург — Колысь)28.06(11.07).1914 Киев — Новосокольники — Петербург;
1200 км за 14 ч 38 мин (13 ч 5 мин лётного времени)И. И. Сикорский, Г. И. Лавров, В. С. Панасюк; «Илья Муромец» Мировой рекорд дальности за сутки с 2 пассажирами 08(21).08.1914 Вдоль западного берега Новой Земли;
448 км за 4 ч 20 минЯ. И. Нагурский, Е. В. Кузнецов;
«Морис Фарман»Первый полёт в Арктике 02.04.1918 Петроград — Москва; 650 км за 4 ч 10 мин Н. И. Петров, Шнор;
«Сопвич»1-й советский перелёт и 1-й беспосадочный перелёт по этому маршруту. 12—15.04.1919 Винница—Будапешт с двумя посадками;
1062 км за 8 лётных часовВ. А. Ходорович с пассажиром Д. Фодором;
«Эльфауге»Перелёт в Венгерскую Советскую Республику. 1-й советский международный перелёт 14—18.01.1921 Полторацк (ныне Ашгабад) — Каган — Керки — Термез и обратно;
2450 км за 22 ч 45 мин лётного времениБ. К. Веллинг, Н. П. Грунин; «Эльфауге» 1-й советский дальний перелёт 10—22.07.1924 Москва — Нижний Новгород — Казань и обратно;
1500 км за 12 ч 10 мин лётного времениА. И. Томашевский, А. И. Сидоров, Н. А. Камышов, В. Л. Александров; АК-1 1-й перелёт самолёта советской конструкции 10.06—13.07.1925 Москва — Улан-Батор— Пекин с посадками; 6476 км за 52 лётных часа М. М. Громов, Е. В. Родзевич;
Р-1
М. А. Волковойнов, В. П. Кузнецов;
Р-1.
А. Н. Екатов, Ф. П. Маликов;
Р-2
И. К. Поляков, И. В. Михеев;
Ю-13 «Правда»
Н. И. Найденов, В. В. Осипов;
Ю-13 «Красный камвольщик»
А. И. Томашевский, В. П. Камышев;
АК-1 «Латышский стрелок»1-й советский групповой дальний перелёт. Выполнен на разнотипных самолётах в трудных условиях — над тайгой, горными хребтами и пустыней Гоби. Успешно прошли испытания самолёты советской постройки Р-1, Р-2, АК-1 31.08—02.09.1926 Москва — Кенигсберг — Берлин — Париж — Рим — Вена — Прага — Варшава — Москва;
7150 км за 34 ч 15 мин лётного времениМ. М. Громов, Е. В. Родзевич;
АНТ-3 «Пролетарий»Скоростной облёт западноевропейских столиц. Продемонстрированы успехи СССР в серийном металлическом самолётостроении 19.07.1927 Севастополь — Москва;
1420 км за 15 ч30 минЮ. И. Пионтковский;
АИР-11-й дальний беспосадочный перелёт советского лёгкого самолёта. Неофициальные мировые рекорды дальности и продолжительности для легких самолётов 3-й категории 20.08—01.09 и 10—22.09.1927 Москва — Токио и обратно с посадками;
22 тыс. км за 153 лётных часаС. А. Шестаков, Д. В. Фуфаев;
АНТ-3 «Наш ответ»Выдающийся по дальности перелёт на самолёте советской конструкции с двигателем советского производства 10.07—08.08.1929 Москва — Берлин — Париж — Рим — Марсель — Невер — Лондон — Париж — Берлин — Варшава — Москва;
9037 км за 53 часа полётаМ. М. Громов, В. П. Русаков, 9 пассажиров;
АНТ-9 «Крылья Советов»2-й облёт европейских столиц. Демонстрация новых достижений советской авиационной промышленности 23.08—01.11.1929 Москва — Нью-Йорк через Сибирь и Аляску, с посадками;
21 242 км за 141 ч 45 мин лётного времени, в том числе 8 тыс. км над океаномС. А. Шестаков, Ф. Е. Болотов, Б. Ф. Стерлигов, Д. В. Фуфаев;
АНТ-4 «Страна Советов»1-й перелёт из СССР в США, исключительный по дальности и сложности. Выполнен на самолёте советской конструкции 06.09.1929 Минеральные Воды — Москва;
1750 км за 10 ч 23 минА. И. Филин, А. Ф. Ковальков;
АИР-3 «Пионерская правда»Неофициальный мировой рекорд дальности для лёгких самолётов 1-й категории 20—22.07.1936 Москва — остров Удд (ныне остров Чкалов) через Северный Ледовитый океан и Камчатку;
9374 км за 56 ч 20 минВ. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков;
АНТ-25Неофициальный мировой рекорд дальности по ломаной линии и проверка возможностей АНТ-25 перед полётом через Северный полюс 18—20.06.1937 Москва — Северный полюс — Ванкувер (США);
9130 км (по прямой 8582,96 км) за 63 ч 16 мин, в том числе 5900 км над океанамиВ. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков;
АНТ-25 (РД-2)1-й в истории беспосадочный перелет из СССР в США. Всесоюзный рекорд дальности по прямой 12—14.07.1937 Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (США); 11 500 км (по прямой 10 148 км) за 62 ч 17 мин, в том числе 5500 км над океанами М. М. Громов, А. Б. Юмашев, С. А. Данилин;
АНТ-25 (РД-1)2-й беспосадочный перелёт из СССР в США. Мировые рекорды дальности по прямой (первый советский абсолютный мировой рекорд) и ломаной линии 26.08.1937 Москва — Севастополь — Свердловск — Москва (беспосадочный);
5018,2 км за 16 чВ. К. Коккинаки;
ЦКБ-26Мировые рекорды скорости (325,257 км/ч) по замкнутому маршруту 5000 км без груза и с грузом 0,5 т и 1 т 23—24.09.1937 Москва — Красноярск; 3318,198 км за 19 ч 59 мин А. Н. Гусаров, В. Л. Глебов;
САМ-5-2бисМировой рекорд дальности по прямой для лёгких самолётов 1-й категории 24.10.1937 Москва — Актюбинск;
1444,722 км за 7 ч 26 минВ. С. Гризодубова, М. М. Раскова; АИР-12 Женский мировой рекорд дальности по прямой для лёгких самолётов 1-й категории 27—28.06.1938 Москва — Спасск-Дальний;
7580 км (по прямой 6850 км) за 24 ч 36 минВ. К. Коккинаки, А. М. Бряндинский;
ЦКБ-30 «Москва»Выдающийся по дальности и средней скорости (307 км/ч) перелёт бомбардировщика 02.07.1938 Севастополь — Архангельск;
2371,990 км (по прямой 2241,501 км) за 10 ч 33 минП. Д. Осипенко, В. Ф. Ломако, М. М. Раскова;
МП-1Женские мировые рекорды дальности по ломаной линии и по прямой для гидросамолётов 24—25.09.1938 Москва — посёлок Керби (ныне село имени Полины Осипенко Хабаровского края);
6450 км (по прямой 5908,61 км) за 26 ч 29 минВ. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко, М. М. Раскова;
АНТ-37бис «Родина»Женский мировой рекорд дальности по прямой 28—29.04.1939 Москва — остров Мискоу (Миску) (Канада);
8 тыс. км (по прямой 6516 км) за 22 ч 56 минВ. К. Коккинаки, М. X. Гордиенко;
ЦКБ-30 «Москва»1-й советский трансатлантический перелёт 28.08.1939 Москва — Свердловск — Севастополь — Москва (беспосадочный) Н. П. Шебанов, В. А. Матвеев, Н. А. Байкузов;
«Сталь-7»Мировой рекорд скорости (404,936 км/ч) по замкнутому маршруту 5000 км без груза 22.03.1956 Москва — Лондон;
более 2 тыс. км за 3 чА. К. Стариков, И. К. Багрич, Н. К. Беляев, Н. В. Кочетков, Г. И. Гончаренко;
Ту-1041-й международный перелёт советского реактивного пассажирского самолёта 28.06.1959 Москва — Нью-Йорк; 8191 км за 11 ч 6 мин А. Н. Якимов, К. П. Сапелкин, М. А. Нюхтиков и др.;
Ту-1141-й беспосадочный перелёт СССР—США на турбовинтовом самолёте 18.06.1975 Москва — Северный полюс — Сиэтл (США);
9480 км за 10 ч 54 минА. К. Витковский, Ю. И. Зеленков и др.;
Ил-62МБеспосадочный перелёт по маршруту перелёта 18—20.06.1937 с пассажирами (Г. Ф. Байдуковым, А. В. Беляковым, И. В. Чкаловым) 06—07.05.1987 Москва — Касимов — Сиротинская — Зензели — Чардара — Байково — залив Креста — Мурманск — Юхнов — Жданов — Москва (беспосадочный); 20150,921 км за 24 ч 32 мин В. И. Терской, Ю. П. Ресницкий с экипажем;
Ан-124 «Руслан»Мировой рекорд дальности по замкнутому маршруту для реактивных самолётов Некоторые перелёты зарубежных лётчиков 30.10.1908 Буйи — Реймс;
27 км за 20 минА. Фарман (Франция);
«Буазен»1-й внеаэродромный полёт 25.07.1909 Кале — Дувр;
38 км за 37 минЛ. Блерио (Франция);
Блерио XI1-й перелёт через Ла-Манш 07—17.08.1910 Париж — Труа — Нанси — Дуэ — Амьен — Париж;
810 км за 12 ч 1 мин 1 с лётного времениА. Леблан (Франция);
Блерио XI1-й групповой круговой перелёт. Из восьми лётчиков финишировали двое 23.09.1913 Сен-Рафаэль (Франция) — Бизерта (Тунис);
730 км за 7 ч 53 мин, в том числе более 500 км над моремР. Гарро (Франция);
«Моран Сольнье»1-й беспосадочный перелёт через Средиземное море 08—31.05.1919 Рокавей (США, штат Нью-Джерси) — Плимут (Великобритания);
6315 км за 57 ч 16 мин лётного времениА. С. Рид с экипажем (США) Кёртис NC-4 (гидросамолёт) 1-й трансатлантический перелёт. Посадки в США, Канаде, на Азорских островах, в Португалии и Испании (всего 7 посадок) 14—15.06.1919 Сент-Джон (остров Ньюфаундленд) — Клифден (Ирландия);
3040 км за 16 ч 27 мин (от берега до берега — 15 ч 57 мин)Дж. Алкок, А. У. Браун (Великобритания);
Виккерс «Вичи»1-й беспосадочный трансатлантический перелёт (не межконтинентальный) 02—03.05.1923 Нью-Йорк — Сан-Диего;
4088 км за 26 ч 50 минО. Г. Келли, Дж. А. Макриди (США);
Фоккер Т-21-й беспосадочный трансконтинентальный перелёт через США 06.04—28.09.1924 Из Сиэтла в западном направлении — Сиэтл;
42 398 км за 363 ч 7 мин лётного времениЛ. X. Смит. Л. П. Арнолд и Э. X. Нильсон, Дж. Хардинг (США);
два самолёта Дуглас «Уорлд крузер» («Чикаго» и «Нью-Орлеан»)1-й кругосветный перелёт. Выполнен на двух однотипных самолётах с 66 посадками 09.05.1926 Остров Шпицберген — район Северного полюса и обратно;
2575 км за 15 ч 30 минР. Бэрд и Ф. Беннетт (США);
Фоккер F. VIIA-3m «Джозефина Форд»1-й удачный полёт к Северному полюсу (но полюс, возможно, не был достигнут) 20—21.05.1927 Нью-Йорк — Париж;
5809 км за 33 ч 30 минЧ. Линдберг (США);
Райан NYP «Спирит оф Сент-Луис»1-й беспосадочный трансатлантический перелёт в одиночку и от континента до континента; мировой рекорд дальности по прямой 04—06.06.1927 Нью-Йорк (США) — Эйслебен (Германия);
6294 км за 43 чК. Д. Чемберлен, Ч. А. Левин (США);
Райт-Белланка «Колумбия»Беспосадочный трансатлантический перелёт с установлением мирового рекорда дальности по прямой 31.05—09.06.1928 Сан-Франциско (США) — Гонолулу (Гавайи) — Сува (Фиджи) — Брисбен (Австралия);
11 260 км за 83 ч 38 мин лётного времениЧ. Кингсфорд-Смит с экипажем (Австралия, США);
Фоккер F. VIIA-3m «Саутерн кросс»1-й перелёт через Тихий океан из США в Австралию, с посадками 28—29.11.1929 База Литл-Америка (Китовая бухта) — район Южного полюса и обратно;
2575 км за 18 ч 39 минР. Бэрд с экипажем (США);
Форд 4-АТ «Флойд Беннетт»1-й полёт к Южному полюсу 15—22.07.1933 Нью-Йорк — Берлин — Кенигсберг — Москва — Новосибирск — Иркутск — Рухлово — Хабаровск — Флат — Фэрбенкс — Эдмонтон — Нью-Йорк;
25 099 км за 186 ч 49 минУ. Пост (США);
Локхид «Вега» («Уинни Мей»)1-й кругосветный перелёт в одиночку с посадками 05—07.11.1938 Исмаилия (Египет) — Дарвин (Австралия);
11 520,421 км за 48 чЭкипажи Р. Г. Келлета и А. Н. Комба (Великобритания);
два Виккерс «Уэлсли»Мировой рекорд дальности по прямой (последний перед 2-й мировой войной) 29.09—01.10.1946 Перт (Австралия)—Колумбус (шт. Огайо, США);
18081,99 км за 55 ч 14 минТ. Д. Дейвис с экипажем (США);
Локхид Р2У-1 «Нептун» («Тракьюлент тёртл»)Мировой рекорд дальности по прямой для поршневых самолётов (до января 1962 — для всех групп самолётов) 26.02—02.03.1949 Из Форт-Уэрта (США) в восточном направлении — Форт-Уэрт;
37742 км за 94 ч 1 минДж. Галлахер с экипажем (США);
Боинг В-50А1-й беспосадочный кругосветный перелёт с четырьмя дозаправками в полёте 10—11.01.1962 Остров Окинава — Мадрид;
20 168,78 км за 22 ч 10 минК. П. Эвели с экипажем (США);
Боинг-B-52HМировой рекорд дальности по прямой 11—23.12.1986 Из авиабазы Эдуардс (США) в западном направлении — Эдуардс;
40 212,139 км за 216 ч 3 мин 44 сД. Рутан, Дж. Йигер;
«Вояджер»1-й беспосадочный кругосветный полёт без дозаправки в полёте — действующий абсолютный мировой рекорд дальности по прямой и по замкнутому маршруту 29—30.01.1988 Сиэтл—Афины—Тайбэй—Сиэтл; 37034 км за 36 ч 54 мин 15 с со средней скоростью 1003,53 км/ч К. Лэси, В. Джобст с экипажем и пассажирами (США);
Боинг7475P «Френдшип уан»Кругосветный перелёт с 2 посадками. Мировой рекорд скорости вокруг света (в западном направлении) 26—28.02.1988 Хьюстон — Шаннон — Дубай — Тайбэй — Мауи — Хьюстон;
37 092 км за 36 ч 8 мин 34 с со средней скоростью 1026,34 км/чА. Э. Полсон, Р. К. Смитс с экипажем (США);
Гольфстрим аэроспейс «Гольф стрим» G-IVКругосветный перелёт с 4 посадками. Мировой рекорд скорости вокруг света (в восточном направлении) 23.04.1988 Ираклион (остров Крит) — остров Тира (Сантория) в Эгейском море; 119 км за 3 ч 54 мин К. Канелопулос (Греция);
мускулолёт «Дедал» Массачусетсского технологического института (США)Рекордный по дальности и продолжительности полёт летательного аппарата с мускульным приводом; маршрут мифологического полёта Дедала и Икара
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.