- охлаждаемая конструкция
Рис. 1. Панели охлаждаемой конструкции.
охлажда́емая констру́кция одна из возможных термосиловых конструкций гиперзвукового летательного аппарата, в системе теплозащиты которой используется внутреннее конвективное охлаждение. Конструктивные элементы О. к., образующие внешние обводы летательного аппарата, представляют собой панели (рис. 1), включающие каналы для хладагента, которые одновременно могут служить силовыми подкрепляющими элементами. Система теплозащиты О. к. выполняется по одноконтурной (открытой) схеме, в которой хладагент выполняет функции и теплоносителя и теплопоглотителя, или по двухконтурной схеме, в которой теплоноситель циркулирует по замкнутому контуру, передавая теплоту расходуемому теплопоглотителю (рис. 2). Теплопоглотителем может служить топливо основной силовой установки. В качестве теплоносителя в двухконтурных системах теплозащиты используется водный раствор этиленгликоля, калий-натриевая эвтектика (жидкометаллический теплоноситель) и другие. Система теплозащиты О. к. включает также коллекторы подачи и сбора хладагента, подводящие и отводящие магистрали, регулирующую и измерительную аппаратуру, теплообменник (в двухконтурных системах), насосы подачи (отвода) хладагента. Для повышения эффективности системы в каналах охлаждения панелей и теплообменниках используются различные интенсификаторы теплообмена.
Благодаря работе системы охлаждения максимальная температура силовых элементов О. к. ограничивается некоторым заданным значением независимо от значения теплового потока, подводимого к поверхности летательного аппарата вследствие аэродинамического нагревания. Это позволяет использовать конструкционные материалы с высокой удельной прочностью, уменьшить температурные напряжения, исключить ползучесть материала и другие нежелательные явления, связанные с тепловым воздействием на конструкцию.
Недостатки О. к. повышенная сложность по сравнению с горячей конструкцией, определяемая наличием большого числа дополнит, элементов и необходимостью регулирования расхода хладагента в каждой зоне конструкции и в зависимости от режима движения летательного аппарата, а также пониженная надёжность, так как выход из строя даже одного из каналов охлаждения может привести к недопустимому возрастанию температуры панели.
В. В. Лазарев.
Рис. 2. Схемы систем охлаждения.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.