- моноплан
Монопланы.
монопла́н (от греч. monos один и лат. planum плоскость) самолёт с одним крылом. М. различают: по расположению крыла относительно фюзеляжа (см. рис.) высокопланы (см. также Парасоль), среднепланы, низкопланы; по способу крепления крыла к фюзеляжу свободнонесущие, подкосные, расчалочные. По сравнению с бипланом М. имеет меньшее сопротивление аэродинамическое, но при этом реализуются большие удельные нагрузки на крыло, то есть необходима большая его прочность и, следовательно, масса.
Из М. наименьшим аэродинамическим сопротивлением обладает среднеплан, однако у него в наибольшей степени уменьшается полезное поперечное сечение фюзеляжа. Поэтому среднеплан целесообразно использовать в тех случаях, когда нет специальных ограничений на габариты поперечного сечения фюзеляжа, но требуется обеспечить максимальную скорость или экономичность; обычно это бомбардировщики и истребители. Высокоплан обладает несколько большим сопротивлением, но у него наиболее полно можно использовать внутренние габариты фюзеляжа. Кроме того, у высокоплана предельно низкое расположение фюзеляжа над поверхностью аэродрома, что значительно облегчает погрузку и выгрузку техники и людей. Поэтому грузовые и военно-транспортный самолёты строят обычно в схеме высокоплана. Наибольшим из М. аэродинамическим сопротивлением обладает низкоплан. Однако пассажирские самолёты строятся в основной по этой схеме, так как аварийная посадка на воду расчётный случай. Поскольку крыло обладает некоторой плавучестью, при посадке на воду фюзеляж низкоплана дольше не затапливается, что повышает вероятность спасения пассажиров.
Схема М. развивалась параллельно со схемой биплана. Меньшее аэродинамическое сопротивление М. позволяет по сравнению с бипланом увеличить максимальную и крейсерскую скорости полёта, манёвренность в вертикальной плоскости. Развитие методов аэродинамического расчёта и расчёта на прочность, авиационного материаловедения позволило значительно увеличить нагрузки на крыло. Необходимые взлётно-посадочные характеристики М. обеспечивались ростом энерговооружённости и широким внедрением взлётно-посадочной механизации (см. Механизация крыла). Всё это привело к тому, что с середины 30-х гг. М. практически полностью вытеснил биплан.
Л. А. Курочкин.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.