- гидросамолёт
Рис. 1. Гидросамолёт с поддерживающими поплавками на концах крыла.
гидросамолёт самолёт, способный взлетать с водной поверхности и садиться на неё, а также маневрировать на воде. Г. должен обладать плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, устойчивостью движения по воде, мореходностью, приемлемым брызгообразованием.
Под плавучестью понимается способность Г. плавать при заданной массе, сохраняя определенную ватерлинию; под остойчивостью способность при отклонении от исходного равновесного положения возвращаться к нему; под непотопляемостью способность при затоплении несколько отсеков фюзеляжа и поплавков сохранять плавучесть и остойчивость; под мореходностью способность пилотируемого Г. при определенном морском волнении и ветре совершать плавание, дрейф, маневрирование на воде, взлёт с воды и посадку на воду. Г. должен также обладать достаточной энерговооружённостью (тяговооружённостью) для нормального взлёта с воды.
Г. обычно строятся по схеме высокоплана с высокорасположенными двигателями во избежание их заливания или забрызгивания (рис. 1). В зависимости от взлётно-посадочных устройств и органов плавания различают Г. лодочные, поплавковые, амфибии и Г. на подводных крыльях или гидролыжах. Основной тип Г. летающая лодка. Распространены также поплавковые Г., особенно двухпоплавковые (рис. 2). Система из двух поплавков обладает плавучестью, остойчивостью и удовлетворительными гидродинамическими и мореходными свойствами. Двухпоплавковый Г. имеет по сравнению с летающей лодкой повышенную массу конструкции и увеличенное аэродинамическое сопротивление. Однопоплавковые Г. обычно имеют небольшую полётную массу и чаще эксплуатируются со взлётом при помощи катапульты с палубы корабля или другого носителя (с посадкой на воду). В практике нередки случаи переделки лёгких сухопутных самолётов в поплавковые Г. Амфибии (рис. 3, 4) представляют собой Г., снабжённые сухопутным шасси; способны взлетать как с водной поверхности, так и с сухопутного аэродрома и садиться на гидроаэродром или сухопутный аэродром. Особый тип Г. представляют самолёты лодочного типа, снабжённые дополнительными взлётно-посадочными устройствами в виде гидролыж и подводных крыльев, убирающихся в полёте. Цель установки этих устройств улучшение гидродинамических и мореходных характеристик Г. Установка подобных взлётно-посадочных устройств связана с усложнением конструкции и увеличением её массы.
Первый успешно летавший Г. был продемонстрирован А. Фабром в 1910. В России Г. в 1913 начал строить Д. П. Григорович (см. Григоровича самолёты). В советский период разработки в этой области проводили Григорович, А. Н. Туполев (см. Ту), Г. М. Бериев (см. Бе), В. Б. Шавров, И. В. Четвериков, Р. Л. Бартини, А. К. Константинов и другие конструкторы.
А. И. Тихонов.
Рис. 2. Двухпоплавковый гидросамолёт.
Рис. 3. Самолёт-амфибия.
Рис. 4. Самолёт-амфибия «Си Стар».
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.