- тепловые измерения
тепловы́е измере́ния в аэродинамическом эксперименте измерения температуры конструкции лететельного аппарата (его модели) и температуры окружающей его газовой среды, а также теплового потока, поступающего на поверхность лететельного аппарата.
Для измерений температуры конструкции применяются термоэлектрические термометры (термопары) и термометры сопротивления, а также приборы, принцип действия которых основан на регистрации теплового излучения поверхности (оптические и фотоэлектрические пирометры тепловизоры телевизионные системы, приёмные электронно-лучевые трубки которых чувствительны к тепловому излучению). При Т. и. газового потока обычно измеряют температуру торможения с помощью термопары, заключённой в камеру с небольшим протоком газа (камеру торможения). О плотности теплового потока от газа к поверхности летательного аппарата (модели) обычно судят по скорости изменения температуры соответствующего участка поверхности лететельного аппарата (модели). При этом температура поверхности определяется дискретными измерителями температуры (термопарами) или с помощью так называемых панорамных методов. Термопары используются в составе «тонких стенок» (металлическая стенка модели толщиной от 0,1 до 1 мм, к которой приварены термопары до 1000 штук; применяются при исследовании в аэродинамических трубах) и калориметров (металлический диск, теплоизолированный от остальной конструкции летательного аппарата, к которому присоединена термопара; используются при лётных исследованиях летательного аппарата). При панорамных методах (применяются при исследованиях в аэродинамических трубах) температура поверхности модели определяется с помощью тепловизоров или путём нанесения на поверхность термоиндикаторных покрытий тонких слоёв вещества, резко изменяющего цвет или другие оптические характеристики при известной температуре. Линия, на которой изменяется цвет поверхности, является линией постоянного значения температуры (теплового потока). Перемещение линии по поверхности модели регистрируется кинокамерой; плотность теплового потока определяют по скорости её перемещения.
Литература:
Петунин А. Н., Измерение параметров газового потока (Приборы для измерения давления, температуры и скорости), М., 1974;
Преображенский В. П., Теплотехнические измерения и приборы, 3 изд., М., 1978.В. Я. Боровой.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.