- сервопривод
сервопри́вод вспомогательное устройство, замкнутая следящая система управления, в которой входной электрический сигнал малой мощности управляет выходным механическим перемещением большой мощности по строго пропорциональному закону. Усиление мощности достигается благодаря использованию энергии, подводимой от внешнего источника (например, гидро-, электро- или пневмосистемы).
С. используется для отслеживания сигналов автоматического систем управления летательным аппаратом (САУ, СУУ и др.). Структура С. должна обеспечивать возможность определения ошибки (разности между входным и выходным сигналами), усиление сигнала ошибки и осуществлять замыкание цепи обратной связью. Различают два основных класса аналоговых С. с позиционным управлением (задаётся положение, или позиция, регулируемого элемента) и с управлением по скорости (постоянной поддерживается скорость перемещения регулируемого элемента).
С. в основном являются относительно маломощными исполнительными устройствами, которые обычно устанавливаются во входной части системы управления (между рычагами управления и рулевыми приводами) по параллельной или последовательной схемам. С., отслеживающий сигнал автопилота, как правило, устанавливается в системе управления по параллельной схеме. В этом случае одновременно (параллельно) с перемещением выходного звена С. перемещается и рычаг управления. С., устанавливаемые по такой схеме, получили название рулевой машинки. С развитием системы улучшения устойчивости и управляемости появилась необходимость отклонять органы управления, не изменяя положения рычагов управления (см., например, Бустерное управление). За С., выполняющими такую функцию, укоренилось название раздвижная тяга.
В состав С. обычно входят рулевой агрегат, в котором осуществляется преобразование маломощного входного электрического сигнала в выходное механическое перемещение большей мощности, датчики обратных связей, блок управления, коррекции и контроля сигналов С., устройства включения и отключения С.
Начиная с конца 70-х гг. наблюдается тенденция к слиянию С. с рулевым приводом в единый конструктивный блок. Это делается с целью улучшения динамических характеристик, точности, надёжности, уменьшения массы системы управления. Такой привод обычно называют силовым сервоприводом или рулевым приводом с электрическим входом. Подобные приводы находят широкое применение в электродистанционных системах управления.
С. являются ответственными исполнительными устройствами электрических систем управления, от надёжной работы которых в значительной мере зависит безопасность полёта. В связи с этим в их конструкции предусматривается трёх-четырёхкратное резервирование.
В. Я. Бочаров.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.