- поляра
Поляра.
поля́ра (нем. Polare, от лат. polus, греч. pólos ось, полюс) в аэродинамике кривая (см. рис.), выражающая зависимость сya = f(сxa) аэродинамического коэффициента подъёмной силы суа от коэффициента сопротивления аэродинамического сха летательного аппарата в целом или его отдельных частей (например, крыла) в скоростной системе координат. Понятие П. введено в практику аэродинамического анализа О. Лилиенталем. В литературе встречаются название: аэродинамическая П., П. первого рода, П. Лилиенталя. При одинаковых масштабах осей (обычно масштаб по оси сxa растягивают в 510 раз) любой отрезок прямой, соединяющей начало координат с точкой на П., указывает направление вектора результирующей аэродинамической силы, его длина равна значению коэффициента этой силы, а тангенс угла наклона этого отрезка равен аэродинамическому качеству К. Максимальное значение Кmax достигается в точке касания с П. указанного отрезка. П. характеризует аэродинамическое совершенство летательного аппарата.
При малых углах атаки и Маха числах полёта М∞ = 05 форма П. близка к квадратичной параболе. В простейшем случае для летательного аппарата с плоским крылом с симметричными профилями П. имеет вид: cya = cx0a + A2сya, где сx0а коэффициент сопротивления при нулевой подъёмной силе; А характеризует крутизну П. (отвал П.). При дозвуковых скоростях полёта для крыла большого удлинения с эллиптическим распределением циркуляции скорости и полной реализацией подсасывающей силы множитель А имеет минимальное значение 1/(πλ), где λ удлинение крыла. Для плоского крыла с острыми передними кромками подсасывающая сила практически не реализуется, отвал П. существенно возрастает и A = 1/(∂сyа/∂α), где α угол атаки.
Наряду с П. первого рода иногда на практике рассматривают П. второго рода значения аэродинамического коэффициента вычисляются в связанной системе координат. На П. первого и второго родов может быть указана разметка углов атаки.
Л. Е. Васильев.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.