- воздушное судно
возду́шное су́дно. Понятие «В. с.» определяется внутренним законодательством страны, а в международном праве Чикагской конвенцией 1944. В соответствии с Воздушным кодексом СССР В. с. летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счёт его взаимодействия с воздухом, отличным от взаимодействия с воздухом, отражённым от земной поверхности. Аналогичное определение В. с. дано в Приложении 7 к Чикагской конвенции. Летательные аппараты, способные перемещаться в воздушном пространстве и за его пределами исключительно с помощью реактивной тяги или по инерции (ракеты, средства космической техники), а также суда на воздушной подушке, как правило, не считаются В. с. К В. с. не относятся также метеорологические шары и беспилотные неуправляемые аэростаты без полезного груза (маленькие шары типа детских). С точки зрения технической классификации В. с. могут быть как легче воздуха (свободные и привязные аэростаты, дирижабли и др.), так и тяжелее воздуха (самолёты, вертолёты, планёры, винтокрылы и др.).
Единой юридической классификации В. с. не имеется. Чикагская конвенция предусматривает деление В. с. на гражданские и государственные. Например, В. с., используемые на военной, таможенной и полицейской службе, конвенция относит к государственным В. с., а другие к гражданским В. с. Положения Чикагской конвенции к государственным В. с. не применяются.
В. с. может быть допущено к эксплуатации, если оно должным образом зарегистрировано. Согласно Чикагской конвенции, В. с. имеет национальность того государства, в котором оно зарегистрировано. В подтверждение регистрации В. с. выдаётся свидетельство, с этого момента государство регистрации приобретает права и обязанности в отношении надлежащего использования В. с. Конвенция предусматривает, что регистрация В. с. считается действительной только в одном государстве. Если В. с. передаётся другому государству, регистрация В. с. может переходить от одного государства к другому. В. с. должно отвечать установленным требованиям безопасности аэронавигации, оно должно быть годным к полёту, то есть технически исправно, что подтверждается удостоверением о годности В. с. к полёту (см. Документация на воздушном судне), а также наличием на В. с. государственного регистрационного опознавательного знака.
Советское законодательство допускало возможность продажи или передачи В. с. иностранному государству, иностранным юридическим лицам или иностранным гражданам в порядке внешнеторговой сделки. В. с. снимается с эксплуатации при исключении его из реестра. Основанием для исключения служит списание В. с., а также продажа или передача его в установленном порядке другому государству, иностранному юридическому, или физическому лицу. В международном праве вопросы перехода права собственности на В. с. частично урегулированы Женевской конвенцией 1948 о международном признании права на воздушные суда; СССР не участвовал в этой конвенции.
Н. Н. Смыслова, В. М. Сенчило.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.