- баллистическая установка
Рис. 1а. Схема баллистического стенда.
баллисти́ческая устано́вка аэродинамическая установка для исследования взаимодействия свободно летящего тела с обтекающим его газом. Б. у. используются главным образом для моделирования транс- и гиперзвуковых условий полёта с целью изучения сопротивления аэродинамического и устойчивости движения тела, течения газа и физико-химических процессов в нём вблизи тела и в следе аэродинамическом за ним, нестационарных явлений, абляции, звукового удара и т. д. Б. у. состоит из метательного устройства, сообщающего скорость исследуемому телу, баллистической трассы вдоль траектории полёта тела, оборудованной измерительной аппаратурой, и устройства для торможения тела. Метательным устройством служит пороховая пушка (скорость метания не свыше 22,5 км/с) или двухступенчатая, так называемая легкогазовая, пушка, представляющая собой два ствола, в первом из которых пороховой заряд движет поршень, сжимающий лёгкий газ (гелий, чаще водород) во втором стволе до больших давлений. Когда давление достигает значения, заданного условиями эксперимента, срабатывает спусковое устройство и модель приводится в движение. Скорость метания таких пушек достигает 11 км/с. В зависимости от конструкции баллистической трассы Б. у. подразделяются на баллистические полигоны (полёт тел в атмосферном воздухе), баллистические стенды (рис. 1) с трассой в виде герметичной камеры, в которой могут меняться давление, температура и состав газа; баллистической трубы (рис. 2), в которых тело движется навстречу сверхзвуковому потоку газа. Б. у. позволяют воспроизвести реальные параметры полёта летательного аппарата в атмосфере Земли и других планет, а также входа в атмосферу (скорость до 15,2 км/с, энтальпия торможения газа до 1,9·107 Дж/кг, Рейнольдса число до 107).
Литература:
Баллистические установки и их применение в экспериментальных исследованиях, М., 1974.А. И. Иванов.
Рис. 1б. Полученная на баллистическом стенде теневая картина сверхзвукового обтекания тела.
Рис. 2. Схема баллистической трубы для моделирования условий входа летательного аппарата в атмосферу.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.