Арктическая воздушная экспедиция

Арктическая воздушная экспедиция
Арктическая воздушная экспедиция, 1937 г. Маршрут перелёта Москва—Северный полюс.

Маршрут перелёта Москва—Северный полюс.

Аркти́ческая возду́шная экспеди́ция 1937. 13 февраля 1936 Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об организации в Арктике дрейфующей научной станции, предназначенной для проведения океанографических, метеорологических и геофизических исследований в интересах народно-хозяйственного освоения Крайнего Севера (в том числе судоходства по Северному морскому пути), обеспечения планировавшихся трансарктических перелётов советских самолётов и т. п. После рассмотрения различных способов доставки на Северный полюс полярников и грузов был принят вариант транспортировки их самолётами с посадкой на лёд. Начальником первой советской высокоширотной экспедиции «Север-1» был назначен академик О. Ю. Шмидт, его заместитель — М. И. Шевелёв (начальник Управления полярной авиации Главсевморпути). Начальником полярной станции «Северный полюс-1» был утверждён И. Д. Папанин; в персонал станции были также включены гидролог и гидробиолог П. П. Ширшов, геофизик и астроном Е. К. Фёдоров, радист Э. Т. Кренкель. В качестве транспортного самолётов выбрали АНТ-6 А. Н. Туполева (см. Ту), отвечавшие необходимым требованиям по грузоподъёмности и дальности полёта. 4 таких самолёта, названных «Авиаарктика», были доработаны применительно к арктическим условиям (кабины экипажа сделали закрытыми, улучшили герметизацию самолёта и т. д.). Самолёты оснастили усовершенствованным радиосвязным оборудованием; кроме того, ввиду ненадёжной работы магнитных компасов в высоких широтах (из-за близости Северного магнитного полюса) дополнительно установили астрономические навигационные средства и только ещё начавшие находить применение радиокомпасы. Командиром лётного отряда и флагманского АНТ-6 (бортовой № Н-170) был назначен М. В. Водопьянов. Командиры других машин: В. С. Молоков (Н-171), А. Д. Алексеев (Н-172). И. П. Мазурук (Н-169). Для разведки погоды и ледовой обстановки в отряд включили также двухдвигательный самолёт АНТ-7 (Н-166, командир П. Г. Головин). Исходная база для броска на полюс была организована на острове Рудольфа (архипелаг Земля Франца-Иосифа), расположенном у 82°с. ш. (в 900 км от Северного полюса). Туда заблаговременно по морю доставили запасы горючего и продовольствия, был установлен радиомаяк и подготовлен аэродром. Перебазирование отряда самолётов из Москвы на остров Рудольфа ввиду неблагоприятных погодных условий и весенней распутицы на промежуточных аэродромах заняло около месяца (с 22 марта по 19 апреля 1937). Летели с посадками в Холмогорах (здесь на самолётах колёсное шасси заменили лыжами), Нарьян-Маре и на полярной станции Маточкин Шар. На острове Рудольфа снова продолжалось вынужденное ожидание лётной погоды. 5 мая во время очередного разведывательного полёта Головин со своим экипажем АНТ-7 (штурман А. С. Волков, радист Н. Н. Стромилов, механики Н. Л. Кекушев и В. Д. Терентиев) пролетел над полюсом и вернулся на базу (это был первый полёт советского самолёта над Северным полюсом). Флагманский корабль стартовал 21 мая и в 11 ч 35 мин совершил посадку в районе Северного полюса. Первыми советскими людьми, вступившими на полюс, были командир корабля Водопьянов, флаг-штурман экспедиции И. Т. Спирин, второй пилот М. С. Бабушкин, старший механик Ф. И. Бассейн, механики П. П. Петенин и К. И. Морозов, бортрадист С. А. Иванов, Шмидт, Папанин, Фёдоров, Ширшов, Кренкель и кинооператор М. Я. Трояновский. Остальные АНТ-6 вылетели на исходе 25 мая, но собраться в группу не смогли и пробивались к полюсу поодиночке. Молоков вышел на лагерь и произвёл там посадку 26 мая утром. Алексеев сел недалеко от полюса и от лагеря и перелетел туда 27 мая. В более сложном положении оказался Мазурук, который посадил самолёт на площадку, потребовавшую значительной расчистки для взлёта. Кроме того, неполадки в радиоаппаратуре не позволили ему быстро установить связь с лагерем и другими полярными станциями. Он прилетел в лагерь 5 июня. 6 июня состоялось торжественное открытие станции «Северный полюс-1», в тот же день самолёты, доставившие на полюс зимовщиков и 10 т грузов, отправились в обратный путь по маршруту Северный полюс — остров Рудольфа (там остался самолёт Мазурука для оказания при необходимости помощи папанинцам) — Амдерма—Архангельск—Москва. 25 июня участников воздушной экспедиции торжественно встречали на центральном аэродроме столицы. 27 июня Папанину, Шмидту, Шевелёву, Спирину, Алексееву, Мазуруку, Головину, Бабушкину было присвоено звание Героя Советского Союза; Водопьянов и Молоков, удостоенные этого звания в 1934 за спасение челюскинцев (см. Челюскинская эпопея), были награждены вторым орденом Ленина. Орденом Ленина были награждены также Кренкель, Фёдоров, Ширшов. Государственные награды получили и другие участники экспедиции. Полярная станция «Северный полюс-1» выполнила поставленные задачи, в том числе участвовала в метеорологическом обеспечении перелётов экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова через Северный полюс в Америку, а также последнего полёта экипажа С. А. Леваневского и экипажей, участвовавших в поисках его самолёта. Папанинцев сняли с льдины моряки ледокольных пароходов «Таймыр» и «Мурман» 19 февраля 1938 у берегов Гренландии (за 274 суток дрейфа льдина прошла свыше 2500 км).

В. П. Шенкин.

Самолёты АНТ-6 на Северном полюсе.

Самолёты АНТ-6 на Северном полюсе.

Папанинцы провожают самолёты в обратный путь.

Папанинцы провожают самолёты в обратный путь.

Памятная медаль, посвящённая высадке экспедиции И. Д. Папанина на Северном полюсе.

Памятная медаль.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Арктическая воздушная экспедиция" в других словарях:

  • Арктическая воздушная экспедиция — Маршрут перелёта Москва—Северный полюс. Арктическая воздушная экспедиция 1937. 13 февраля 1936 Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об организации в Арктике дрейфующей научной станции, предназначенной для проведения океанографических,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Арктическая воздушная экспедиция 1937 — 13 февраля 1936 Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об организации в Арктике дрейфующей научной станции, предназначенной для проведения океанографических, метеорологических и геофизических исследований в интересах народно хозяйственного освоения …   Энциклопедия техники

  • Высокоширотная воздушная экспедиция — Высокоширотные воздушные экспедиции (ВВЭ)  советские транспортные экспедици на Север, обеспечивавшие арктические экспедиции учёных и исследователей авиацией  самолётами и вертолётами. Базировались члены экспедиции и авиация на… …   Википедия

  • Север (экспедиция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Север (значения). «Север»  воздушная высокоширотная экспедиция, проводившаяся в СССР с 22 марта[1] по 25 июня 1937 года. Так как это была первая такая экспедиция, иногда она называется «Север …   Википедия

  • Высокоширотная арктическая экспедиция — (ВАЭ)  экспедиционное подразделение Арктического и Антарктического научно исследовательского института Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России, организующее дрейфующие экспедиции на льду Северного… …   Википедия

  • Норвежская арктическая экспедиция (1898—1902) — Второе плавание «Фрама» «Фрам», украшенный к Дню Конституции Норвегии  17 мая 1899 года …   Википедия

  • Север-2 (экспедиция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Север 2. «Север 2»  воздушная высокоширотная экспедиция, проводившаяся в СССР в марте  мае 1948 года. Содержание 1 Деятельность 1.1 Личный состав …   Википедия

  • Полярная авиация — специальные подразделения гражданской авиации, предназначенные для обеспечения транспортных и исследовательских полётов в полярных районах Северного и Южного полушарий. Полёты над полярными районами организуются и выполняются с учётом физико… …   Энциклопедия техники

  • полярная авиация — Рис. 1. Проводка ледокола по Северному морскому пути с помощью самолёта. полярная авиация — специальные подразделения гражданской авиации, предназначенные для обеспечения транспортных и исследовательских полётов в полярных районах Северного… …   Энциклопедия «Авиация»

  • полярная авиация — Рис. 1. Проводка ледокола по Северному морскому пути с помощью самолёта. полярная авиация — специальные подразделения гражданской авиации, предназначенные для обеспечения транспортных и исследовательских полётов в полярных районах Северного… …   Энциклопедия «Авиация»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»