авторотация

авторотация
Схемы скоростей набегающего на сечение лопасти несущего винта потока и действующих в этом сечении сил в режиме авторотации:V — горизонтальная скорость полёта;Vу скорость снижения;ωr — окружная скорость сечения;R, X, Y — аэродинамические силы;φ — угол установки сечения.

Схемы скоростей набегающего на сечение лопасти несущего винта потока и действующих в этом сечении сил в режиме авторотации.

авторота́ция (от греч. autós — сам и лат. rotatio — вращение).

1) А. винта — режим работы несущего (воздушного) винта, при котором энергия, необходимая для его вращения, отбирается от набегающего на винт потока. Режим А. является рабочим для автожира, а на вертолёте (самолёте) возникает при отказе (выключении) двигателя (силовой установки). Набегающий на винт поток при снижении вертолёта (самолёта) образуется за счёт уменьшения потенциальной энергии летательного аппарата (у двух- или многовинтового самолёта энергия набегающего потока, идущая на вращение винта отказавшего двигателя, создаётся остальными, работающими, двигателями). А. отличается от других режимов работы несущего (воздушного) винта тем, что крутящий момент на валу винта равен нулю (практически очень мал), а тяга винта (сопротивление) весьма значительна (равна, например, весу вертолёта или автожира). Известно, что на режиме А. прикомлевые сечения лопасти несущего винта обтекаются потоком с большими закритическими углами атаки, средние сечения — с большими докритическими углами. В этих сечениях аэродинамические силы и моменты создают тормозящий вращение винта момент. Концевые же сечения, обтекаемые с малыми и средними углами атаки, создают момент, ускоряющий вращение винта. На схеме скоростей набегающего на лопасть потока и сил в некотором сечении лопасти (см. рис.) показан случай, когда момент сил относительно оси вращения винта равен нулю. Режим А. несущего винта (поток набегает снизу) устойчив при малых положительных углах установки лопасти, что позволяет при отказе двигателя перевести вертолёт с режима моторного полёта на достаточно пологое планирование и совершить безопасную посадку с пробегом по-самолётному или без пробега с применением энергичного торможения вертолёта за счёт увеличения угла атаки несущего винта и угла установки лопастей перед моментом посадки (используется кинетическая энергия снижения вертолёта и вращения несущего винта). Посадка на режиме А. со снижением по вертикали не применяется, так как в этом случае установившаяся скорость снижения примерно вдвое больше, чем при планировании с горизонтальной составляющей скорости, и безопасная посадка практически невозможна. Однако в отдельны случаях А. может быть использована для увеличения скорости снижения вертолёта.

Вращения воздушного винта самолёта на режиме А. стремятся избежать, так как вращающийся винт создаёт большое сопротивление, заметно увеличивая скорость снижения самолёта. В этом случае лопасти винта устанавливают в так называемое флюгерное положение — плоскости хорд лопастей примерно совпадают с направлением набегающего потока (углы атаки сечений минимальны), винт перестаёт вращаться и имеет гораздо меньшее лобовое сопротивление.

2) А. двигателя — режим работы газотурбинного двигателя в полёте, когда ротор вращается за счёт скоростного напора (без сжигания топлива в камере сгорания). Приведённые параметры ГДТ любой конструктивной схемы на режиме А. однозначно зависят от Маха числа полёта М в области условий полёта, в которой коэффициент полезного действия элементов газотурбинного двигателя не зависят от Рейнольдса числа при отсутствии отбора мощности от ротора и отбора воздуха от компрессора и неизменных или изменяемых по законам подобия положениях регулирующих устройств. А. двигателя обычно характеризуется частотой вращения ротора (роторов). Приведённая частота вращения ротора при А. возрастает по мере увеличения числа М, по зависимости, близкой к линейной, до тех пор, пока не будет достигнуто критическое истечение в реактивном сопле или на выходе из турбины. Приведённая частота вращения при А. при прочих равных условиях выше у газотурбинных двигателей, имеющих меньшую температуру газа перед турбиной и бо́льшую степень повышения давления в компрессоре на расчётном (максимальном) режиме. У многовальных двигателей наибольшие частоты вращения характерны для роторов высокого давления. При отказе двигателя режим А. в общем случае более благоприятен, поскольку аэродинамическое сопротивление двигателя в режиме А. меньше, чем у остановленного двигателя. Кроме того, привод электрогенераторов и насосов гидравлических систем летательного аппарата осуществляется от двигателей; А. облегчает также повторный запуск заглохшего двигателя.

3) А. крыла — то же, что самовращение аэродинамическое.

Литература:
Братухин И. П., Автожиры. Теория и расчет, М.—Л., 1934;
Гессоу А., Мейерс Г., Аэродинамика вертолёта, пер. с англ., М., 1954;
Юрьев Б. Н., Избранные труды, т. 1, М., 1961;
Литвинов Ю. А., Боровик В. О., Характеристики и эксплуатационные свойства авиационных турбореактивных двигателей, М., 1979.

Е. С. Вождаев, Ю. А. Литвинов.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "авторотация" в других словарях:

  • авторотация — авторотация …   Орфографический словарь-справочник

  • авторотация — самовращение Словарь русских синонимов. авторотация сущ., кол во синонимов: 2 • ротация (10) • …   Словарь синонимов

  • Авторотация — (от греческого autos сам и латинского rotatio вращение). 1) А. винта режим работы несущего (воздушного) винта, при котором энергия, необходимая для его вращения, отбирается от набегающего на винт потока. Режим А. является рабочим для автожира, а… …   Энциклопедия техники

  • Авторотация — У этого термина существуют и другие значения, см. Вращение (значения). Авторотация (др. греч. αὐτός  сам; лат. rotatio  вращение)  режим вращения воздушного винта летательного аппарата или турбины двигателя, при котором… …   Википедия

  • авторотация — (см. авто... + ротация) самовращение самолета, возникающее при определенных условиях; явлением авторотации объясняется штопор самолета. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. авторотация [гр. сам + ротация] – самовращение крыла… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АВТОРОТАЦИЯ — (от авто... и лат. rotatio вращение), самовращение, 1) непрерывное вращение в возд. потоке симметричного тела относительно любой из его осей под действием аэродинамич. сил, возникающих при взаимодействии потока с телом. 2) Вращение крыла самолёта …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • авторотация — авторот ация, и …   Русский орфографический словарь

  • авторотация — авторота/ция, и …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • АВТОРОТАЦИЯ — (от грец. Autos сам и лат. rotare вращаться), 1) самовращение крыла вокруг продольной оси самолёта при переходе его в процессе накренения на углы атаки больше критических; 2) самовращение возд. винта самолёта, несущего винта вертолёта, ротора… …   Энциклопедия РВСН

  • авторотация — авто/рот/аци/я [й/а] …   Морфемно-орфографический словарь

  • авторотация — Схемы скоростей набегающего на сечение лопасти несущего винта потока и действующих в этом сечении сил в режиме авторотации. авторотация (от греч. autós — сам и лат. rotatio — вращение).1) А. винта — режим работы несущего… …   Энциклопедия «Авиация»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»